Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.
Срок давности длящегося правонарушения
Из общего правила о начале срока давности с момента совершения правонарушения есть одно исключение – если нарушение имеет длящийся характер, то срок начинает исчисляться со дня его обнаружения проверяющими органами. В КоАП РФ нет четкого определения длящегося правонарушения, поэтому суды каждый раз сами оценивают, является ли нарушение таковым. И надо сказать, рядовые суды часто квалифицируют нарушение трудовых прав как длящееся. Но практика Верховного Суда РФ показывает, что большинство нарушений в сфере трудового права на самом деле длящимися не являются.
Наиболее острые споры о характере нарушения были по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. В 2004 г. Верховный Суд РФ обратил внимание, что при рассмотрении иска работника о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что срок на обращение в суд не может быть пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику зарплаты,…
Определения сроков давности привлечения к административной ответственности
Срок давности привлечения к административной ответственности – это установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок, по истечении которого постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.
Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности зависит от того, является ли правонарушение длящимся или не является таковым.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.
I. Момент, с которого начинает исчисляться срок давности |
||
для длящихся правонарушений |
для правонарушений не являющихся длящимися |
в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения |
Со дня обнаружения административного правонарушения (при этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения). |
Со дня совершения административного правонарушения (например, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока). |
*Со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела *Со дня принятия решения о прекращении уголовного дела |
Общий срок давности привлечения к административной ответственности – 2 месяца |
В течение какого времени могут привлечь к ответственности
Зачастую в течение 2 месяцев нарушителя могут привлечь к ответственности. Для некоторых ситуаций установлены более длительные временные промежутки. По делам об административных правонарушениях, которые рассматривает судья, срок исковой давности, по КоАП РФ, установлен в 3 месяца.
Нарушение | Срок исковой давности |
---|---|
Нарушение законодательства о налогах и сборах, трудового и антимонопольного законодательства и др. | 1 год |
Нарушение законодательства о бухгалтерском учете, бюджетного и валютного законодательства и др. | 2 года |
Нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве), законодательства в области воинского учета и др. | 3 года |
Нарушение законодательства о противодействии коррупции и др. | 6 лет |
Сроки давности по ст. 4.5 КоАП РФ
Часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ устанавливает следующие сроки давности привлечения к административной ответственности:
2 месяца. По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
3 месяца. Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Для отдельных видов административных правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, установлены иные сроки:
1 год. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ), о налогах и сборах, о защите прав потребителей и т.д.)
2 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ и т.д.)
3 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.64 — 5.68 КоАП РФ), за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве)).
6 лет. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства РФ о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ), за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции).
Как подать заявление на применение срока?
Законом не предусмотрен подобный образец прошения. Предполагается, что его можно составить в произвольной форме, указав в шапке документа реквизиты суда, в который он будет подан, личные данные заявителя и номер дела.
Основной текст должен содержать разъяснение по каким причинам заявитель просит применение давностных сроков. Обоснование обязательно, со ссылкой на нормы закона. Данное требование носит название ходатайство и может быть подано как до судебного разбирательства, так и непосредственно во время него.
Ответ на прошение истца рассматривается сразу же и судья выносит мотивированное решение о применении сроков исковой защиты либо отказывает в этом. В последнем случае повторная подача ходатайства исключается.
Если требование было выдвинуто истцом до начала судебных разбирательств, то ответчик получает копию прошения и одновременно исковое заявление. Поэтому при подаче иска и ходатайства одновременно следует составить 3 копии (в суд, ответчику и одну для истца).
Заявление о применении давности можно подать как лично (в судебную канцелярию), так и через представителя (по доверенности) или по почте (заказным письмом с уведомлением о получении и описью прилагаемых документов).
Приостановление срока давности
Уполномоченные субъекты власти должны прекратить административное дело по истечению срока давности после окончания периода, предусмотренного законом для конкретного правонарушения. Поэтому предусмотрено специальная процедура в тех случаях, когда определенные обстоятельства препятствуют человеку – участнику рассматриваемого дела – непосредственно участвовать в процессе.
Одна из причин – его болезнь, вторая — продолжительное отсутствие, например, из-за производственной необходимости. В этом случае отсчет сроков давности по делам административных правонарушениях приостанавливается. Однако с целью обеспечения оперативности процесса делопроизводства, эффективности регулирующей функции и укрепления дисциплины, установлен предельный шестимесячный период приостановки.
Таким образом, возможно два случая прекращения административного дела по сроку давности, а также в случае установленных в ходе расследования оснований для этого.
Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.
Наказание лица имеет определённые цели. Привлекая граждан и организации к ответственности, государство способствует установлению правопорядка, предупреждает новые нарушения, восстанавливает социальную справедливость.
Нарушение правовых норм через некоторое время теряет актуальность для самого виновного гражданина и для других членов общества. По прошествии определённого времени обстоятельства дела забываются, изменяются сопутствующие условия. Становится невозможно восстановить социальную справедливость, так как деликт перестал быть актуальным.
Наказание может рассматриваться как чрезмерное воздействие со стороны государства, что не приведёт к установлению правопорядка. Виновное лицо будет считать несправедливым наложение взыскания, так как в сознании человека не будет прослеживаться причинно-следственная связь с нарушением требований закона.
Дополнительные сведения
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает несколько признаков, отличающих эти противозаконные деяния от прочих преступлений. Среди общих критериев неправомерного поведения следует отметить его общественную опасность. Ответственность за незаконные деяния регламентирует не только Кодекс РФ об административных правонарушениях. В ряде региональных законов также предусматривается наказание за проступки. К категориям неправомерных деяний в рассматриваемой сфере относят:
- Нарушения в области транспортных перевозок.
- Несоблюдение установленных правил по охране природы.
- Посягательства на здоровье и права граждан.
Наказание относят к обоснованным реакциям со стороны государства на любые нарушения. Это и дополнительная мера ответственности для любых нарушителей спокойствия.
Восстановить баланс, справедливость в обществе – вот с какой целью применяют наказания. Для таких мер одновременно характерны карательные функции с воспитательными. То есть, такие происшествия должны научить других не поступать схожим образом.
Когда определяют степень наказания, больше всего внимания уделяют характеру административных поступков. Исследуются потенциальные последствия для общества и его членов, но рассмотрению подлежит и личность нарушителей. Речь идёт не только о материальном положении, но и о других факторах вроде смягчающих, либо отягчающих обстоятельствах.
Санкции административного характера связаны со следующими видами реакций:
- Заморозка труда, отказ от занимаемой должности.
- Выдворение из страны, если речь идёт об иностранных гражданах.
- Использование ареста, принудительных работ до 30 суток.
- Лишение особых прав, предоставленных ранее. Пример – охота или рыбалка, конфискация различного вида имущества.
- Наложение штрафов.
- Разные виды порицаний.
Закон гласит, что невозможно дважды использовать административное наказание для одного и того же правонарушения. Наказание нельзя суммировать, при необходимости лишь используют более серьёзную статью.
Что такое административное правонарушение?
Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.
Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.
Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.
Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей сроков давности привлечения к административной ответственности.
Сроки давности привлечения к административной ответственности закреплены в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно указной норме по общему правилу срок привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, по делам, рассматриваемым судьей, три месяца.
Однако в зависимости от сферы законодательства, в которой было совершено правонарушение, срок давности привлечения к административной ответственности может меняться.
Так, например, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения составляет два года, за нарушение антимонопольного законодательства один год, а за нарушение законодательства о политических партиях три года.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
При этом при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом следует исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При исчислении срока давности привлечения к административной ответственности днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Невыполнение предусмотренной законом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В таком случае срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В тоже время, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока.
Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.
5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Как исчисляются сроки по КоАП в соответствии с праздничными днями?
Как следует из чч. 1, 3 ст. 4.8 КоАП РФ, сроки, предусмотренные КоАП РФ, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Положения данной статьи не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Соответственно, если иное не установлено КоАП РФ, сроки, предусмотренные данным кодексом и исчисляемые днями, включают как рабочие, так и нерабочие дни, то есть исчисляются в календарных днях.
В примечании к ст. 4.8 КоАП РФ оговорено, что ее положения не применяются в двух следующих случаях:
1) если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков (например, в соответствии с ч. 4 ст. 27.5 срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления);
2) при исчислении сроков административных наказаний.
> Исчисление процессуальных сроков
Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях:
(а) сроки давности привлечения к административной ответственности;
(б) срок направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений;
(в) сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях;
(г) сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;
(д) срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и др.
Сроки давности привлечения к административной ответственности. Сроки давности привлечения к административной ответственности рассмотрены в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения;
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения таких административных правонарушений как: нарушение законодательства об экспортном контроле; о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе; об исключительной экономической зоне Российской Федерации; патентного, антимонопольного, валютного законодательства; законодательства об охране окружающей среды; законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; законодательства об охране здоровья граждан; в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью; о безопасности дорожного движения (в части правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего); об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках…; об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о государственном регулировании цен; о естественных монополиях; об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; о рекламе; об электроэнергетике; о лотереях; о выборах и референдумах; об участии в долевом строительстве многоквартирных домов; о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью; о рынке ценных бумаг; о клиринговой деятельности; об организованных торгах; об инвестиционных фондах; о негосударственных пенсионных фондах; нарушение законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; нарушение иммиграционных правил, правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан; правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан; законодательства о банкротстве; о размещении заказов на поставки товаров… для государственных и муниципальных нужд; об организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках; о пожарной безопасности; о промышленной безопасности; о безопасности гидротехнических сооружений; о градостроительной деятельности; о техническом регулировании; о собраниях, митингах, демонстрациях…; об охране объектов культурного наследия; об исполнительном производстве;
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения таких административных правонарушений, как нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения такого административного правонарушения, как нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
При длящемся административном правонарушении сроки, указанные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административных правонарушений, влекущих применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).
Приостановление срока давности. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ («Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним»), в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; ст. 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; ст. 14.31.1. Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%; ст. 14.31.2. Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности); ст. 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; ст. 14.33. Недобросовестная конкуренция.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).
Исчисление сроков (ст. 4.8 КоАП РФ). Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:
- 15 дней — от дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;
- 2 месяца — от дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Эти сроки могут быть продлены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц;
- 5 дней — со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если оно связано с правонарушениями, которые предусмотрены ст. 5.1 — 5.25, 5.45—5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые связаны с избирательным правом и процессом;
- в день получения протокола об административном правонарушении, если его совершение влечет административный арест либо административное выдворение, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению:
- в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;
- в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.
Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.
Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ст. 30.5. КоАП РФ).
Правовые последствия несоблюдения процессуальных сроков в производстве. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52 говорится, что «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела». Иначе может наступить истечение срока давности привлечения к административной ответственности и решения, принятые судьей, будут связаны с нарушением принципа законности в административном производстве.
Поэтому указанное постановление требует:
- «в том случае, когда Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении» (п. 10 постановления);
- «судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем» (п. 10 постановления);
- «в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу» (п. 14 постановления).
В отношении исчисления процессуальных сроков при возвращении судьей протокола должностному лицу, которое его составило, в связи с обнаружением недостатков постановление уточняет, что в данной ситуации днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.